20 января 2010 г.

Периодическое обслуживание

Согласитесь, техническая исправность модели это половина успешного полета. Полное и своевременное обслуживание модели поможет сэкономить время на ремонт и повысит безопасность полетов. Залогом должного обслуживания является аккуратность и внимательность владельца, качественный инструмент и немного свободного времени. К примеру, еженедельная проверка не занимает более 15 минут.` Ниже приведен список действий, которые помогут вам критически оценить готовность вашей модели к полету, подскажут, на что и когда стоит обратить внимание при проведении технического обслуживания. Список не претендует на абсолютную полноту, каждая модель имеет свои особенности, поэтому при обслуживании модели важно учитывать личный опыт и рекомендации изготовителя.

Проверка перед первым вылетом после сборки модели:

  1. Вручную провернуть ротор, убедиться в правильном направлении установки лопастей и правильном направлении вращения роторов, целостности ремней и шестеренок. Проверить натяжение ремня привода ХР.
  2. Проверить правильность отработки сервоприводов тарелки перекоса - тарелка должна повторять движения стика элеронов/элеватора.
  3. Проверить реверс гироскопа. Выполнить проверку можно сл. образом: опираясь на направление вращения хвостового ротора, определить, в какую сторону должен пойти слайдер шага, что бы модель повернулась, к примеру, по часовой стрелке. При определении направления поможет правило буравчика - представить, что хвостовой ротор вкручивается в воздух наподобие штопора ;). Затем плавно повернуть всю модель против часовой стрелки на 90 градусов, при этом слайдер хр двинется в сторону, соответствующую повороту модели по часовой стрелке, т.е. слайдер сместится, компенсируя поворот модели.
  4. Проверить режим FailSafe. Убедиться, что при выключении передатчика газ переходит в положение холостого хода, а остальные каналы остаются в своем последнем состоянии. Для электро модели во время проверки необходимо снять лопасти или отвести мотор от зацепления с главной шестерней и прижать модель к земле, просунув через лыжи тяжелый предмет. Убедиться, что при переходе в FailSafe гироскоп не меняет режим работы (удержание/нормальный)
  5. Проверить зацепление пиньона с главной шестерней: в зацеплении должен присутствовать едва заметный люфт. Если зацепление будет слишком слабое, т.е. шестерни будут зацепляться лишь макушками зубьев, то если вероятность, что в полете под нагрузкой срежет зубья главной шестерни. Напротив, если зацепление слишком плотное, это создаст лишнее сопротивление вращению, лишнюю нагрузку на подшипники мотора и приведет к преждевременному износу пиньона и главной шестерни. Проверять зацепление нужно в нескольких местах, проворачивая главную шестерню.
  6. На электромодели проверить настройки регулятора: тормоз выключен, мягкий старт включен. Если вы используете гувернер, убедитесь, что передатчик так же настроен на работу с гувернером. Как правило, кривая газа в этом случае представляет собой горизонтальную прямую.
  7. Проверить дальности приема радиосигнала. Для передатчиков Spectrum/JR, с нажатой на задней крышке передатчика кнопкой, дальность приема должна быть не менее 30м.
  8. На данном этапе еще не устанавливать лопасти на вертолет, завести мотор или подключить силовую батарею. Попробовать раскрутить ротор до небольшой скорости. Особенно это важно для ДВС вертолета, так как без нагрузки при полном дросселе мотор может превысить максимальное обороты. Проверить работу элеронов, элеватора, шага и хвоста. Убедиться, что диск флайбара без заеданий отклоняется вслед за движениями элерона/элеватора, что вертолет поворачивается по часовой стрелке при отклонении стика руля вправо, против часовой стрелки при отклонении стика влево и останавливается при возврате стика руля в среднее положение.
  9. Проверить затяжку винтов крепления цапф.
  10. Установить лопасти и убедиться, что они затянуты с одинаковым усилием. Лопасти должны быть затянуты настолько, что бы их можно было достаточно легко сложить руками, но при этом они самопроизвольно не опадали если наклонить вертолет набок, но начинали сдвигаться с места, если вертолет слегка встряхнуть. Более сильная затяжка может потребоваться для отработки авторотации.
  11. Устранить "бабочку". Для наблюдения "бабочки" поставить модель на ровную площадку, отойти на 5-7 метров, раскрутить ротор и с этого расстояния оценить наличие бабочки. Если потребовалась регулировка, то по окончании процедуры проверить углы установки лопастей, при необходимости тягами симметрично на каждой лопасти поправить положение нулевого шага.
  12. Для ДВС после первого и второго полетов подтянуть винты крепления глушителя.

Предполетная проверка

  1. Проверить целостность лопастей основного и хвостового ротора. Если предыдущий полет закончился касанием по земле хвостовыми лопастями, то проверить привод хвостового ротора, особенно шестерни.
  2. Проверить, что флайбар не искривлен и лопатки установлены в одной плоскости. Часто лопатки сбиваются по неосторожности.
  3. Проверить уровень заряда бортового аккумулятора. Очень ценный совет, даже если вы поставили свежий аккумулятор. Хорошо, если у вас есть бортовой индикатор питания, иначе придется воспользоваться вольтметром.
  4. Проверить крепление силового аккумулятора.
  5. Включить пульт, проверить уровень заряда батареи передатчика, убедиться, что газ на минимуме, режим IDLE выключен. Для электромодели включить режим Hold.
  6. Включить модель, дождаться инициализации гироскопа.
  7. Проверить работу всех сервомашинок. Убедиться, что автомат перекоса и привод шага хвостового ротора работает без заеданий.
  8. Модель готова к полету!

Послеполетная проверка

  1. После посадки модели, дождаться остановки ротора, ДВС не глушить, подойти и проверить температуру двигателя/регулятора. Для ДВС хорошо работает метод прикладывания пальца к донышку картера. Если палец можно удерживать 3-5 секунд, прежде чем станет горячо, значит температура двигателя в норме.
  2. Заглушить модель или отключить силовую батарею.
  3. Перенести модель к месту подготовки к полетам.

Еженедельная проверка

  1. Проверка всех доступных резьбовых соединений. Особое внимание уделить креплению рычагов, миксеров, шаровых наконечников. Двигаться по механизмам головы сверху вниз, затем проверить винты рамы и закончить проверкой хвостового ротора.
  2. Пройтись по всем пластиковым наконечникам тяг, слегка надавливая на них, проверить, что он не поломаны и не изношены. Особое внимание уделить приводу шага ХР.
  3. Состояние лопастей (трещины, вмятины)
  4. Целостность внешних топливных трубок, особенно в местах посадки на штуцеры. Проверить что топливный фильтр крепко закручен.
  5. Проверить демпфера на предмет износа: покачать ротор за цапфы, если цапфы имеют больше свободы движения, чем раньше, заменить демпфера.
  6. Проверить состояние ремня привода хвостового ротора и его натяжение.
  7. Смазать подшипники электромотора Скорпион.
  8. Проверить основной вал на предмет люфта вверх-вниз.
  9. Проверить зацепление шестерни мотора. В зацеплении должен быть едва заметный люфт, при этом зацепление надо проверить в нескольких местах, поворачивая главную шестерню.

Ежемесячная проверка

  1. Проверить состояние топливной трубки внутри бака. При наличии помутнения или трещин - заменить. Особое внимание уделить состоянию трубок в местах посадки на штуцеры.
  2. Смазать ремень привода ХР. Хорошо работает силиконовая смазка из автомагазина.
  3. Проверить крепление электроники и проверить, что изоляция проводов не перетерта, особенно там, где провода проходят близко к раме вертолета.
  4. Проверить подушку гироскопа на наличие надрывов.
  5. Проверить подшипники основного, хвостового вала и цапф на плавность хода.

Сезонное обслуживание

  1. Замена изношенных подшипников. Особенно в цапфах, на основнном валу, подшипники подвеса сцепления.
  2. Замена изношенных шаровых наконечников
  3. Проверка люфтов в сервоприводах. Замена шестеренок по необходимости.
  4. По возможности снять всю электронику и тщательно проверить изоляцию проводов.
  5. Проверить все приводы, ремни и шестерни на наличие признаков износа.

И, напоследок, позволю себе немного попугать читателя. За неполные 2 года, что я интенсивно занимаюсь этим хобби, мне приходилось не раз видеть падения вертолетов из-за технической неисправности. Причины самые различные, но я уверен, что большинства падений удалось бы избежать при регулярном и полном обслуживании техники.

  1. Лопнувший пластиковый наконечник линка. Тут сложно заранее сказать, какой линк и когда лопнет, отчасти поможет периодическая проверка наконечников, легким надавливанием на них.
  2. Открутившийся шарик на тарелке и открутившийся шарик на цапфе. Поможет регулярная проверка затяжки резьбовых соединений.
  3. Неправильный реверс гироскопа и, как результат, неконтролируемое вращение и падение. Избежать этого поможет более тщательная проверка после сборки модели.
  4. Неправильная настройка гувернера регулятора. Кривая газа была настроена на полет по кривым, и гувернер сбросил обороты. Разумеется при настройке проверить надо все параметры регулятора, а не только кривую газа.
  5. Незакрепленная силовая батарея.
  6. Оторвавшаяся подушка гироскопа. Подушка сама по себе достаточно непрочная и может быть надорвана в краше или по неосторожности, поэтому регулярно проверяйте ее состояние.
  7. Открутившаяся цапфа –на новой модели винт крепления не был закручен на фиксатор резьбы. Пресобранные на заводе детали необходимо проверять на наличие фиксатора.
  8. Раскрутившийся слайдер шага ХР. Поможет регулярная проверка резьбовых соединений.
  9. Лопнувшая трубка в топливном баке и, как результат, внезапно заглохший двигатель. Желательно раз в месяц вынимать топливную трубку из бака и проверять ее состояние.
  10. Раскрутившийся топливный фильтр, который привел к сильному обеднению смеси и перегреву двигателя. Двигатель после такого полета потребовал переборки.
  11. Особенно опасен неправильно настроенный режим failsafe, когда мотор включается при выключенном передатчике. Обязательно нужно проверить!
  12. Падение из-за заклинившей сервомашинки. Зубья сервомашинок страдают при падениях, поэтому внимательно проверяйте состояние шестеренок сервоприводов после инцидентов.
  13. Открутившийся подкос и вызванная этим проблема при посадке. Подкосы часто вибрируют во время полета и от этого особенно склонны к откручиванию. Как обычно - поможет регулярная проверка резьбовых соединений.
  14. Севший в полете бортовой аккумулятор модели с ДВС! В этом случае не поможет даже FailSafe и газ может остаться открытым, что сделает неуправляемую модель особенно опасной.
До встречи на полях.

4 комментария:

  1. в теге "подготовка к перВому полету"

    ОтветитьУдалить
  2. не советую хвостовую балку и пластиковые детали склеивать из кусков.Разваливаются в полете.Потери при этом гораздо больше, чем сэкономлено на новой детали. Если вы считаете что выровняли основной и промежуточный валы,удачи. За один подлет у вас образуются недопустимые люфты в голове.Кривой хвостовой вал просто отрывает пластиковый хвост.

    ОтветитьУдалить
  3. Ребята! Спасибо за статьи. Я новичек-и как только пытаюсь хоть на волосинку отойти от ваших рекомендаций (тех-обслуживание,безопастность, настройки, симулятор и общие положения) тут же получаю наказание-краш. Действительно - нет выбора-как выполнять ВСЕ ваши рекомендации. Следуя им 70% крашей можно избежать!

    ОтветитьУдалить