20 февраля 2010 г.

Подготовка вертолета Trex 600 к соревнованиям в классе AMA/F3C.

При подготовке к соревнованиям Moscow 3DX Open, мне пришлось перетряхнуть довольно большой объем информации в Интернет. В частности, интересовала настройка вертолета для выполнения статических фигур класса AMA/F3C. Соревнования класса AMA разработаны в США, как первые ступени перед F3C, и московские соревнования во многом опирались на регламент AMA. Ниже преведена статья Эрика Фреймана (Erich Freymann), в которой автор делится достаточно простыми, но действенными советами по настройке вертолета, применительно к модели Align Trex600. В статье вставлены мои комментарии по результатам испытания каждого из советов.

Я видел довольно много вертолетов Trex 600, и электро и нитро, участвующих в соревнованиях. Они весьма неплохо выступают если позаботиться о некоторых моментах в их настройке. Впрочем, эти настройки характерным не только для Trex, но и для многих других вертолетов.

Момент первый: сервоприводы.


На вертолете с CCPM используйте самое малое плечо на качалок сервоприводов, при котором сможете получить диапазон изменения шага от -10 до +12 градусов. На машинах с механическим смешением используйте самое малое плечо качалок, при которых расход на сервоприводах будет близок или равен 100% при полных углах и перемещениях тарелки перекоса. Идея в том, что бы использовать максимально возможное перемещение и тем самым использовать максимум разрешающей способности сервопривода. Нет смысла ставить сервоприводы с высоким разрешением и при этом использовать лишь 50% их возможностей из-за качалки в 5 см. Используйте сервоприводы с временем перемещения от 0.18с и быстрее с моментом от 5кг/см и выше.

Из личного опыта: С качалками на T600 все в порядке, если сделать прямоугольник, т.е. чтоб длина качалок на серве была равна длине промежуточных качалок вертолета, то и размах и ход сервоприводов оптимальный.

Момент второй: демпферы.


Используйте самые мягкие демпферы из тех, что сможете найти для вашей модели. Поэкспериментируйте с прижимающими демпферы шайбами, что бы подстроить жесткость под ваши предпочтения. Некоторые из современных моделей поставляются с очень жесткими демпферами и на низких оборотах, которые используются на маневрах висения, это приводит к раскачиванию модели. Мягкие демпферы положительно влияют на работу Дельты и позволяют ротору эффективно поглощать порывы ветра.

Из личного опыта: Самые мягкие демпферы для T600 из тех, что нашел - серые алайновские с твердостью 70 единиц по Шору. С ними вертолет реагирует на циклик с небольшой задержкой, как раз, чтобы не замечать случайные подрагивания пальцев на стиках. Очень комфортно. В последнее время, для увеличения жесткости ротора, Align вкладывает а наборы пластиковую трубку, которая располагается внутри хаба и дополнительно удерживает межлопастной вал. Для того, чтобы сделать ротор мягче, это трубку надо убрать.

Вместе с заменой демпферов, надо проверить, что верхний миксер в голове вертолета стоит в положении stable 3D. Если миксер в положении nimble 3D, то модель становится менее устойчивой на висении.

Момент трети: флайбар.


Помнится, в 2006 году Ник Максвелл использовал по три двадцатиграммовых груза на флайбаре своего Т-рекс 600Е. Он не хотел больше ничего менять в своей модели и использовал только тяжелый флайбар, что бы улучшить стабильность модели при висении. Для него такой фокус прошел, но учтите, что он еще и выдающийся пилот, а ваш опыт полетов может отличаться. Вместе с прочими настройками тяжелый флайбар увеличит гироскопическую стабильность ротора, что хорошо отразится на висении в ветер и при горизонтальных полетах. Увеличение веса нужно подобрать под себя поэтому возьмите несколько комплектов грузов и поэкспериментируйте. Что касается лопаток - возьмите штатные и установите все грузики из комплекта. Если ваш вертолет поставляется с облегченными лопатками, вы можете подобрать лопатки от других моделей. Штатные лопатки Raptor 50, Hirobo EVO 50 и Kyosho 50 будут хорошим выбором.

Из личного опыта: Рапторовские черные лопатки (30г) хорошо работают с алайновским флайбалом длиной 400мм. Вертолет прямо прибит на месте и даже ветер не сдвигает его в сторону, только вспухает на порывах ветра. Очень хороший результат! С флайбаром 440мм плохо. Наблюдается раскачка на оборотах до 2000 в минуту.

Момент четвертый: Лопасти.


Лопасти это как резина для автомобиля. Вам нужны симметричные, достаточно тяжелые лопасти, которые хорошо сбалансированы по продольной оси (от наступающей к отступающей кромке). Лопасти с тяжелой задней кромкой будут резкими и агрессивными. Есть способ узнать, будут ли лопасти хороши для фигурного пилотажа. Нужно измерить расстояние от центра крепежного отверстия до наступающей кромки лопасти, запомнить расстояние и поставить метку ближе к концу лопасти на том же расстояние от наступающей кромки(грубо говоря поставить метку там, где бы оказалось крепежное отверстие, если перенести его на кончик лопасти). Взять отвертку или шестигранник, которые легко проходят в крепежное отверстие лопасти, привязать к отвертке нить длиной чуть больше лопасти и к свободному концу нити привязать любой груз. Теперь вставьте отвертку в отверстие и дайте лопасти и нити свободно свисать вниз, лучше положить и закрепить отвертку на полке. Теперь посмотрите, как расположена нить относительно метки. Если метка на 2-3мм впереди нити, это означает, что лопасти агрессивные, поскольку при работе такая лопасть будет опережать цапфу. Напротив, если метка совпадает с нитью или находится за ней, лопасть нейтральна или динамически стабильная. На мой взгляд, Radix 600 отлично подходят для всех видов полета и хорошо делают авторотацию. Rotor Tech делает специальные FAI лопасти длиной 610мм которые обладают отличными летными характеристиками.

Из личного опыта: Единственные тяжелые лопасти с выверенным центром тяжести по продольной оси, которые смог найти: Rotortech 600. С ними вертолет стабилен, нетороплив, даже с легкими лопаткам переворачивается плавно и ровно. С рапторовскими лопатками и вовсе в небе как влитой. Полет по прямой прост и стабилен. В целом для спортивных полетов то что надо. Тиктаки с такими лопастями делать не хочется.

Момент пятый: Кривая шага.

Поведение вертолеты можно изменить до неузнаваемости одними лишь настройками кривых шага. Типичная 3D настройка имеют идентичные кривые шага для всех режимов полета с нулем шагов в среднем положении стика газа. Для фигурных моделей настройка кривых аналогично начинается с получения 90 градусов на качалках при нуле шагов на роторе. Однако настройка кривых шага отличается между режимами висения и аэробатики. Точка висения при среднем положении стика газа дает необходимое низкое разрешение и, как результат, высокую точность работы шагом для поддержания нужной высоты без болтания вверх и вниз. Если вы привыкли к точке висения при 3/4 стика, настройка на середину поначалу выглядит странно, но идея такой настройки в увеличении хода стика шага. Висение при 3/4 увеличивает чувствительность стика вдвое, что усложняет управление, особенно когда дует ветер. Многие современные передатчики имеют функцию задержки переключения, что сглаживает переход от одной кривой шага к другой и модель не так резко проваливается при переходе от режима висения к режиму аэробатики. Другой способ - переключаться между режимами во время подъема или разгона, в этом случае переключение едва заметно, а если переключиться при полных шагах, то скачек полностью отсутствует. Как вы уже заметили, для аэробатики используются шаги -10/0/+10 или близкие к этому, но с нулем в центре. Это очень похоже на 3D настройки и позволяет легко найти ноль шагов при вертикальных подъемах, при разворотах на горке или перекатах (push-over). Бочки и перевороты так же более линейны по шагам при таких настройках.

Заключение

Вот пять моментов настройки, которые вы можете выполнить на ЛЮБОМ вертолете. Они просты и в некоторых случаях потребуют только вашего времени для выполнения.

Ссылки:

Оригинальный текст

Комментариев нет:

Отправить комментарий